Sorry, your browser doesn't support Java(tm).


    персоналии
    программы
    уроки
    внеклассная работа
    спецкурсы
    олимпиады

"СУБД "ACCESS". ВЫЧИСЛЯЕМОЕ ПОЛЕ В ЗАПРОСЕ. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЖНЫХ ЗАПРОСОВ" (план-конспект урока)

учитель информатики МОУ "Гимназия №87" Лучкова О. К.


Тип урока: комбинированный

Цели урока:
1. Обобщение и систематизация знаний по формированию запросов:
а) основные правила записи;
б) создание сложных запросов;
в) восстановление условий запроса по отобранным данным.
2. Объяснение создания запроса с вычисляемым полем.
3. Практическая отработка умений создания запросов с вычисляемым полем.
4. Формирование навыка работы с СУБД "Access".
5. Формирование культуры устной речи.

Оборудование:

1. Класс ПК IBM Pentium-100
2. Карточки для индивидуальной работы, фронтального опроса и домашнего задания.
3. Схемы для графопроектора.
4. Подготовленная на компьютере БД "Спортивная гимнастика".
Программное обеспечение: СУБД "Access".

Ход урока
1. Организационный момент, целевые установки.Проверить готовность класса к уроку.Сказать о порядке и последовательности работы на уроке. 1 мин

2. Фронтальный опрос учащихся по теме предыдущего урока:
а) Что такое запрос и для чего он необходим?Запрос - это средство отбора данных из базы по определённому условию (признаку). С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данных для форм и отчетов.
б) Последовательность формирования запросов в СУБД "Access".Запрос лучше формировать с помощью конструктора запроса.При создании запроса нам необходимо выполнить следующие операции: указать системе, какие поля и из каких таблиц мы хотим включить в запрос; указать условия отбора, т. е. Сформулировать логическое выражение, которое позволит включить в выборку только записи, удовлетворяющие какому-то условию. Условие запроса это простое или сложное логическое выражение. 10 мин

3. Работа с БД "Спортсмены":
а) Что является объектами данной базы?Сведения о спортсменахб) Какое условие отбора необходимо сформировать в макете запроса для выборки данных:- о всех спортсменах из США и России (в поле "страна" - США or Россия);- о спортсменах, занявших места со второго по четвёртое (в поле "место" - >=2 and <=4);- о спортсменах из всех стран кроме России, занимающихся плаванием (в поле "страна" - not Россия, в поле "вид спорта" - плавание);
б) Какие данные будут выведены в таблицу запроса, если - макет запроса имеет вид

Учащимся работают по карточкам с БД "Спортсмены" (см.Задачник-практикум авторы Семакин, Залогова и др.)

Макеты запросов на кодограммах

4. Создание запроса с вычисляемым полем.
В рассмотренных нами примерах при создан
ии запроса в условии отбора в качестве операндов использовались числовые или текстовые константы. Очень часто возникает необходимость в макете запроса описывать вычисляемые поля, т. е. поля, значения которых являются функциями значений существующих полей (например, стоимость продукции - это произведение цены на количество). Рассмотрим порядок создания вычисляемого поля на примере БД "Магазин"

Вопрос учащимся:
Какие сведения и о каких объектах хранятся в этой базе? (наименование товара, их количество и цена за килограмм). Пусть нам необходимо получить сведения о товарах, общая стоимость которых менее 2000 и более 1000 рублей. Информации об общей стоимости товаров в исходной базе нет, но ее можно вычислить, если умножить значения полей количество и цена. К тому же стоимость должна удовлетворять условию >=1000 and <=2000. Для определения общей стоимости в макете запроса сформируем вычисляемое поле. Запрос создаем в режиме конструктора. Добавляем таблицу, либо связанные таблицы. В нижней части окна "Запрос-выборка" в строке Поле: указываем имена столбцов (полей) создаваемого запроса. Для вычисляемого поля в строке Поле: надо набрать формулу:

<Имя поля>:<Выражение>

В нашем случае:Стоимость:[Количество]*[Цена]
15 мин

БД "Магазин" представлена на кодограмме

Если в запросе необходимо проводить групповые операции (т. е. объединять записи из связанных таблиц в группы), то включите флажок "Групповые операции" на панели инструментов(S) или в меню Вид - в макете запроса появиться строка Групповая операция:. После щелчка на любом поле этой строки появится список типов групповых операций и мы можем выбрать соответствующий тип операции для конкретного поля. В нашем примере в базе только одна таблица, поэтому групповых операций мы проводить не будем. В строках Условие отбора: указываем логическое выражение, которое нам позволяет отобрать записи, удовлетворяющие заданному условию. Для нашего задания макет запроса будет иметь вид: Вид макета запроса представлен на кодограмме

После применения запроса в таблицу запроса будут выведены записи

В БД "Зачеты" необходимо осуществить выборку тех учащихся, средний бал за все зачеты у которых меньше балла за Зачет2


Выборка данных по БД "Зачеты" разбирается совместно с учащимися. База представлена на кодограмме

БД "Зачеты"

Макет запроса учащиеся формируют самостоятельно

Поле: Фамилия Зачет2 Средний балл:([Зачет1]+[Зачет2]+[Зачет3]+[Зачет4])/4
Имя таблицы:
Сортировка:
Вывод на экран:
Условие отбора <[Зачет2]

В таблицу запроса будут отобраны значения

5. Практическая работа за компьютером по БД "Спортивная гимнастика" (см. приложение II.)
15 минУчащиеся получают карточку, номер и количество заданий для каждого ученика индивидуально определяются учителем.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.(см. приложение III.) 4 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ I. БД "Спортсмены"

ПРИЛОЖЕНИЕ II.

Практическая работа по теме: "Формирование запросов. Использование вычисляемых полей"

1. Открыть базу данных "Спортивная гимнастика"
2. Вывести на экран фамилию и общую сумму баллов для всех спортсменов, набравших в сумме более 28 баллов.
3. Вывести на экран фамилию и общую сумму баллов для спортсменов, набравших в сумме от 27,5 до 29 баллов.
4. Вывести на экран фамилию и общую сумму баллов для всех спортсменов, набравших в сумме менее 29 баллов.
5. Вывести на экран фамилию и среднюю сумму баллов для спортсменов из США, России и Украины.
6. Вывести на экран фамилию и среднюю сумму баллов для спортсменов из России.
7. Вывести на экран фамилию и среднюю сумму баллов для спортсменов из США и Украины.
8. Вывести на экран фамилии и средний балл за все снаряды для спортсменов, у которых средний балл за все снаряды выше 9,225.
9. Вывести на экран фамилии и средний балл за все снаряды для спортсменов, у которых средний балл за все снаряды ниже 9,500.
10. Вывести на экран фамилии и средний балл за все снаряды для спортсменов, у которых средний балл за все снаряды выше 9,300.
11. Вывести на экран фамилии, количество баллов за снаряд "перекладина" и средний балл за все снаряды для спортсменов, у которых средний балл за все снаряды выше, чем балл за перекладину.
12. Вывести на экран фамилии, количество баллов за снаряд "кольца" и средний балл за все снаряды для спортсменов, у которых средний балл за все снаряды ниже, чем балл за кольца.
13. Вывести на экран фамилии, количество баллов за снаряд "конь" и средний балл за все снаряды для спортсменов, у которых средний балл за все снаряды выше, чем балл за коня.14. Создайте отчет по запросу, сформированному в последнем задании.


ПРИЛОЖЕНИЕ III.

Карточка домашнего задания
Спроектировать БД "Программа передач на неделю", с помощью которой можно будет получить ответы на следующие вопросы:
- какие фильмы идут в четверг?
- в какое время идут фильмы в пятницу?
- какие программы будут показаны с 12.00 до 16.00 в воскресенье?
- во сколько будут показаны программы новостей в понедельник по каналам ОРТ и НТВ?
- какие развлекательные программы идут в субботу по РТР?

 


     
Хостинг от uCoz