Sorry, your browser doesn't support Java(tm).


    персоналии
    программы
    уроки
    внеклассная работа
    спецкурсы
    олимпиады

Данная программа курса информатики составлялась с учетом того, что преподавание предмета в 5-6 классах направлено на получение наиболее общих навыков, знаний, понятий и представлений для формирования стиля мышления, адекватного требованиям современного общества.

В 7-9 классах базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике.

Здесь предусмотрено получение прикладных навыков и умений, необходимых для применения методов информатики в различных областях человеческой деятельности, так называемый "пользовательский" аспект.


Представлен также и алгоритмический (программистский) аспект, связанный с развитием мышления школьников: изучаются школьный алгоритмический язык и язык программирования Pascal.

Мировоззренческий аспект курса, реализуемый через такие содержательные линии как информационные процессы и моделирование, связан с осознанием учащимися роли информации и информационных процессов в управлении и в жизни общества, с получением учащимися представления о моделировании как о методе познания, с применением таких подходов, которые наиболее типичны и распространены в областях, связанных с информационными технологиями.


В 10-11 классах курсом предусмотрено дифференцированное обучение для математического и гуманитарного классов.

В математическом классе предусмотрено углубленное изучение языка Pascal, решение более сложных задач и написание более сложных программ, отрабатываются этапы решения задач с помощью информационных технологий (постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов), а также знакомство с новыми информационными технологиями.

В гуманитарном классе основной акцент сделан на расширенное знакомство с уже изученными а также новыми сложными информационными технологиям. Предусмотрено углубленное изучение текстового процессора Word, электронных таблиц Excel, СУБД FoxPro, мультимедиа технологий PowerPoint, работа с телекоммуникациями.


Курс информатики для 5-го класса (34 часа, 1 час в неделю) Программно-методический комплекс "Роботландия"


   1 Правила техники безопасности при работе с ЭВМ, правила поведения в компьютерном классе. Первое знакомство с компьютером. ЭВМ - универсальная машина для работы с информацией. Назначение и взаимосвязь частей ЭВМ. Начальные навыки работы на клавиатуре. Простое и сложное меню. Мышь, правила работы с нею. 3
   2 Информация в нашей жизни. Многообразие форм информации и способов ее обработки. Распознавание, хранение, передача, обработка и поиск информации. Кодирование информации. 2
   3 Понятие алгоритма и формализация записи. Алгоритм переноса колец Ханойской башни. Алгоритм переливания. Координаты. Алгоритм перестановки шахматных коней. Алгоритм игры Морской бой. 4
   4 Исполнитель, его система команд, среда обитания, отказы. Работа с исполнителями Машинист, Автомат, Плюсик. Стек, действия на стеке. Алгоритмы работы со стеком. 4
   5 Черные ящики как исполнители. Компьютерные модели черных ящиков, поиск алгоритмов их действия. 3
   6 Стратегия поиска: поиск фальшивой монеты; игра Баше; игра Максит. 3
   7 Практическое использование компьютера для работы с текстом. Текстовый редактор Микрон. 5
   8 Практическое использование компьютера для работы с графикой. Графический редактор Раскрашка. 5
   9 Практическое использование компьютера для работы со звуком. Музыкальный редактор Шарманщик. 3
   10 Резерв. 2

Ученик должен знать:

правила техники безопасности при работе на ЭВМ;
название и назначение основных устройств компьютера;
сущность понятия информация, роль информации в развитии общества, основные способы работы с информацией;
сущность понятия алгоритм;
сущность понятия исполнитель, его среда обитания, система команд, отказы;
сущность понятия стек;
назначение и основные возможности учебных текстового, графического и музыкального редакторов.

Ученик должен уметь:
пользоваться клавиатурой ЭВМ, переключать шрифты, регистры, работать с мышью;
использовать простое и сложное меню;
приводить конкретные примеры алгоритмов;
работать с конкретными исполнителями;
выполнять действия на стеке;
работать в текстовом, графическом и музыкальном редакторах.



Курс информатики для 6-го класса (34 часа, 1 час в неделю) Программно-методический комплекс "Роботландия", компьютерная среда "Кукарача".



1 СКИ, среда, отказы исполнителя Кукарача. Командный режим. 1
2 Линейная программа. Программный режим. 2
3 Вложенные вызовы (подпрограммы). Проектирование линейных структурированных программ. 3
4 Повторяющиеся процессы (циклы). Проектирование циклических программ. 2
5 Проектирование программ, сочетающих циклы и подпрограммы. 3
6 Ветвления в программах. Способы описания ветвящихся процессов. Простые и сложные развилки. 5
7 Второй тип повторения - пока. 2
8 Рекурсия. Представление о рекурсивных программах. 2
9 Общее представление о файловой системе и файле. Графическое изображение файловой системы в виде дерева. 2
10 Основные сведения об операционной системе MS DOS. Команды DOS. 2
11 Изучение программой оболочки NORTON COMMANDER. 10

Ученик должен знать:
систему команд, среду обитания, отказы исполнителя Кукарача;
основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура);
сущность понятия файл, файловая система;
первоначальные сведения об операционной системе MS DOS, командах DOS;
назначение и основные возможности программой оболочки NORTON COMMANDER.


Ученик должен уметь:
использовать основные алгоритмические конструкции при построении алгоритмов для исполнителя Кукарача;
выполнять основные команды ОС;
работать с программной оболочкой NORTON COMMANDER: создавать каталоги, подкаталоги; копировать, переименовывать, удалять, искать файлы и каталоги.


Курс информатики для 7-го класса (34 часа, 1 час в неделю) Программное обеспечение - графическая операционная оболочка WINDOWS, интегрированные системы WORKS.

1 Интегрированная графическая оболочка WINDOWS, назначение, основные преимущества, запуск. Оконный интерфейс. Основные элементы окна. Системное меню. Работа с окнами (перемещение, изменение размеров, упорядочивание, открытие, закрытие и сворачивание окон). 2
2 Управление программами. Диспетчер программ. Параллельный запуск нескольких приложений, переключение между ними. Обмен данными между приложениями. 2
3 Создание и удаление пиктограмм и окон. 1
4 Диспетчер файлов. Выбор устройств. Форма представления каталогов. Копирование, переименование и удаление файлов. 2
5 Системные установки WINDOWS. 1
6 Графический редактор Paintbrush. Построение графических примитивов. Заливка цветом области. Работа с блоками (перемещение и копирование вырезанных блоков). Текст в графике (шрифты и размер букв). Печать графических картинок. 4
7 Электронные таблицы WORKS: структура таблиц. Ввод чисел, формул и текстов в ячейки таблицы. Основные операции над элементами электронной таблицы. Стандартные функции. Построение диаграмм. Вывод данных на печать. Запись и считывание созданных таблиц с диска. 10
8 Общие понятия о базах данных. Различные виды баз данных. Система управления базами данных (СУБД). Реляционные базы данных. Заполнение баз данных и редактирование записей. Режимы работы базы данных: режим формы, режим таблицы. Сортировка и поиск информации по заданному шаблону. Вывод данных на печать. Запись данных на диск и считывание с диска. 10
9 Резерв 2

Ученик должен знать:
назначение, преимущества и основные возможности графической операционной оболочки WINDOWS;
назначение и основные возможности графического редактора Paintbrush;
назначение и основные возможности электронных таблиц WORKS;
назначение и основные возможности баз данных WORKS.


Ученик должен уметь:
работать в графической операционной оболочке WINDOWS: перемещать окна, изменять размер окна, минимизировать и максимизировать размеры окна, закрывать окна, упорядочивать окна, работать с окнами диалога, работать с линейкой прокрутки, осуществлять параллельный запуск нескольких приложений, переключаться между приложениями, обмениваться данными между приложениями, запускать прикладные программы, работать со стандартными WINDOWS-приложениями, создавать свою программную группу и заполнять ее программными элементами, работать с диспетчером файлов;
работать в графическом редакторе Paintbrush: создавать рисунки, используя панель инструментов, использовать копирование, совмещать графику с текстом, сохранять рисунок в файле на диске, выводить рисунок на печать;
пользоваться электронными таблицами для решения простых задач и построения диаграмм, выводить данные на печать, производить запись и считывание созданных таблиц с диска;
находить информацию в базах данных, в том числе с помощью запросов, включать, исключать, заменять элементы в базах данных, записывать на диск и считывать данные с диска, выводить данные на печать.


Курс информатики для 8-го класса (68 часов, 2 часа в неделю) Программное обеспечение - среда программирования "Кумир".

1 Знакомство со средой программирования "Кумир". 1
2 Исполнитель Робот. Ошибки в алгоритмах. Линейные алгоритмы. 2
3 Исполнитель Чертежник. Линейные алгоритмы. 3
4 Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Алгоритмы с аргументами. 3
5 Арифметические выражения и правила их записи. Величины. Команда присваивания. 4
6 Условия в алгоритмическом языке. Команды ветвления и контроля. 4
7 Общие правила вызова вспомогательного алгоритма. Алгоритмы-функции. Фактические и формальные параметры. 6
8 Команда цикла "для". Составление циклических алгоритмов для организации вычислительных процессов. 2
9 Файловый ввод-вывод в алгоритмическом языке. 2
10 Линейные таблицы. Алгоритмы поиска элементов с заданным качеством, суммирование элементов таблицы по различным признакам. Поиск максимального и минимального. 4
11 Сортировка одномерных таблиц. 2
12 Двумерные таблицы. Решение задач с использованием двумерных таблиц. 6
13 Символьные и литерные величины. Операции вырезки и соединения. Команда присваивания вырезке. Решение задач с использованием литерных величин. 8
14 Системы счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Перевод из одной системы счисления в другую и обратно. Арифметические действия в различных системах счисления. Единицы измерения информации. 8
15 Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ. Устройство ЭВМ. Роль ЭВМ в современном обществе. 7

Ученик должен знать:
базовые структуры (ветвление цикл, процедура, вспомогательный алгоритм) и правила их применения;
метод пошаговой детализации;
типы переменных, способы их определения, а также допустимые операции над ними;
виды величин, используемых в описании алгоритмов;
принцип перевода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
принцип двоичного кодирования и единицы измерения информационного объема;
общие принципы работы основных устройств ПК (процессор, память, устройства ввода/вывода), знать принципы хранимой программы, двоичного представления информации и автоматического исполнения программы;
адресное пространство процессора и разрядность процессора; схему формирования абсолютного (физического) адреса; назначение и разрядность программно доступных регистров центрального процессора;
назначение памяти ЭВМ и ее структуру; виды памяти, их назначение;
назначение, виды дисковой памяти и правила обращения с дискетами;
устройство дисковода; физическую и логическую структуру гибкого диска;
назначение и основные типы принтеров (матричные, струйные, лазерные), их преимущества и недостатки.

Ученик должен уметь:
исполнять готовые алгоритмы, находить в них ошибки, оценивать область применимости;
составлять "протоколы" выполнения линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов и алгоритмов, содержащих вспомогательные алгоритмы;
применять метод пошаговой детализации для простых задач;
использовать блок-схемы для описания различных алгоритмов;
иллюстрировать с помощью модели памяти ЭВМ изменение памяти при исполнении команды присваивания;
работать с линейными и прямоугольными таблицами;
работать с литерными величинами;
организовывать файловый ввод/вывод в среде Кумир;
переводить из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
осуществлять арифметические операции в различных системах счисления;
определять количество информации в конкретных сообщениях, определять объем памяти ЭВМ, необходимой для размещения данных.


Курс информатики для 9-го класса (68 часов, 2 часа в неделю) Программное обеспечение - среда программирования TURBO PASCAL 7.0

1 Этапы решения задач на ЭВМ. Принцип составления программ: модульность, структурность. Метод пошаговой детализации. Тестирование и отладка программ. Основные принципы подбора тестов. 2
2 Инструментальная Среда Turbo Pascal 7.0. Разработка, компиляция, отладка и выполнение программ. Получение справочной информации. 2
3 Алфавит языка. Типы данных. Общая структура программы. 2
4 Операции, выражения. 2
5 Оператор присваивания. Процедуры ввода-вывода. 2
6 Конструкция ветвления. Сложное ветвление. Составной оператор. Операторные скобки. 3
7 Конструкция цикла. Циклы с пред- и постусловием. 6
8 Цикл for. Параметр цикла. 2
9 Файловый ввод-вывод данных. 4
10 Одномерные массивы. Решение задач на заполнение и обработку массивов. Сортировка массивов. 6
11 Двумерные массивы: заполнение, вывод на экран, обработка. 6
12 Литерные и символьные переменные. Основные процедуры работы со строками. 8
13 Процедуры и функции. Стандартные библиотечные модули. Встроенные процедуры и функции. Процедуры и функции, определенные пользователем. Фактические и формальные параметры. 8
14 Графические возможности языка, константы, переменные, процедуры и функции модуля Graph. 10
15 Множества, перечисляемые типы, записи. 5

Ученик должен знать:
структуру основной технологической цепочки решения задач на ЭВМ, содержание и назначение ее звеньев;
основные операторы, процедуры и функции языка TURBO PASCAL;
запись чисел, переменных, выражений на языке TURBO PASCAL;
графические возможности языка TURBO PASCAL;
организацию ветвления, циклов, подпрограмм в TURBO PASCAL;
организацию файлового ввода/вывода данных;
перечисляемые типы, записи.


Ученик должен уметь:
составлять, отлаживать, тестировать программы на языке TURBO PASCAL;
работать с одномерными и двумерными массивами;
работать с графикой;
работать с текстами;
осуществлять файловый ввод/вывод данных.


Курс информатики для 10-го математического класса (68 часов, 2 часа в неделю) Программное обеспечение - среда программирования TURBO PASCAL 7.0, WinWord 6.0, Excel 5.0

1 Основные классы программных систем (операционные системы, системы программирования, прикладные программные системы). Назначение и состав операционной системы: базовые модули, загрузчик ОС, драйверы устройств, командный процессор. Загрузка ОС. Команды ОС. 4
2 Работа с диском: форматирование, задание метки, создание системной дискеты. Утилиты различного назначения (архиваторы, антивирусные программы, программы защиты от несанкционированного доступа и т.д.) 4
3 Построение математической модели, разработка и кодирование алгоритма, отладка программы. 4
4 Графики функций и численные методы в математике: построение графиков функций и их исследование. 4
5 Решение уравнений способом половинного деления и методом касательных. 4
6 Вероятностные математические модели (метод Монте-Карло). 2
7 Физические процессы и их моделирование. 4
8 Логика. Логические основы ПК. Понятие о логике как науке. Высказывания истинные и ложные, простые и сложные. Связки. Законы логики. Упрощение логических выражений. Построение таблиц истинности. Построение функциональных схем. Конструирование основных логических блоков компьютера: регистры, сумматоры. 10
9 Структурная организация и функционирование компьютера. Организация памяти и процессора. Понятие об арифметико-логическом устройстве и устройстве управления. Организация автоматического исполнения программы. 4
10 История развития ЭВМ. Поколения ЭВМ. 2
11 Изучение текстового процессора WinWord 6.0 12
12 Изучение электронных таблиц Excel. 12

Ученик должен знать:
основные классы программных систем, назначение и состав ОС, основные команды ОС;
назначение и основные возможности архиваторов, антивирусных программ, программ защиты от несанкционированного доступа и т.д.
сущность метода информационного моделирования;
логические основы ПК;
конструирование основных логических блоков компьютера: регистры, сумматоры;
организацию взаимодействия памяти и процессора;
историю развития ЭВМ, поколения ЭВМ;
основные возможности электронных таблиц Excel;
основные возможности текстового процессора WinWord 6.0.


Ученик должен уметь:
работать с MS DOS;
архивировать, разархивировать файлы;
работать с антивирусными программами;
защитить программу от несанкционированного доступа;
копировать, форматировать и создавать системные дискеты;
строить простейшие информационные модели;
решать задачи прикладного характера из курсов математики и физики;
упрощать логические выражения, строить таблицы истинности, строить функциональные схемы;
владеть основными возможностями, предоставляемыми электронными таблицами Excel, выполнять сложные расчеты с использованием функций и условных выражений, строить графики функций, заданных в таблице;
владеть основными возможностями, предоставляемыми текстовым процессором WinWord 6.0, работать с блоками, осуществлять поиск в тексте, производить запись/чтение текстов с магнитного носителя, работать с окнами, форматировать абзацы и страницы, осуществлять установку режимов печати, совмещать текст, графику и таблицы в одном документе.


Курс информатики для 10-го гуманитарного класса (68 часов, 2 часа в неделю) Программное обеспечение - Word 2000, Excel 2000

1 Основные классы программных систем (операционные системы, системы программирования, прикладные программные системы). Назначение и состав операционной системы: базовые модули, загрузчик ОС, драйверы устройств, командный процессор. Загрузка ОС. Команды ОС. 4
2 Работа с диском: форматирование, задание метки, создание системной дискеты. Утилиты различного назначения (архиваторы, антивирусные программы, программы защиты от несанкционированного доступа и т.д.) 4
3 Логика. Логические основы ПК. Понятие о логике как науке. Высказывания истинные и ложные, простые и сложные. Связки. Законы логики. Логические функции. Построение таблиц истинности. Построение функциональных схем. 8
4 Структурная организация и функционирование компьютера. Организация памяти и процессора. Понятие об арифметико-логическом устройстве и устройстве управления. Организация автоматического исполнения программы. 4
5 История развития ЭВМ. Поколения ЭВМ. 2
6 Изучение электронных таблиц Excel. 12
7 Углубленное изучение текстового процессора Word 2000 (16часов)
8 Применение текстовых процессоров в современном делопроизводстве, журналистике, управлении. Составление деловых писем, контрактов, договоров, соглашений, протоколов, приглашений, рекламных объявлений и т.п. Хранение, модификация, объединение, унификация, отображение текстовых документов. Ведение компьютерных архивов. 10
9 Макетирование готовящегося к изданию текста. Связь полиграфической и компьютерной технологии. 8

Ученик должен знать:
основные классы программных систем, назначение и состав ОС, основные команды ОС;
назначение и основные возможности архиваторов, антивирусных программ, программ защиты от несанкционированного доступа и т.д.
логические основы ПК;
организацию взаимодействия памяти и процессора;
историю развития ЭВМ, поколения ЭВМ;
основные возможности электронных таблиц Excel;
основные возможности текстового процессора Word 2000;
связь полиграфической и компьютерной технологии.

Ученик должен уметь:
работать с MS DOS;
архивировать, разархивировать файлы;
работать с антивирусными программами;
защитить программу от несанкционированного доступа;
копировать, форматировать и создавать системные дискеты;
строить простейшие информационные модели;
упрощать логические выражения, строить таблицы истинности, строить функциональные схемы;
владеть основными возможностями, предоставляемыми электронными таблицами Excel, выполнять сложные расчеты с использованием функций и условных выражений, строить графики функций, заданных в таблице;
владеть основными возможностями, предоставляемыми текстовым процессором WinWord 6.0, работать с блоками, осуществлять поиск в тексте, производить запись/чтение текстов с магнитного носителя, работать с окнами, форматировать абзацы и страницы, осуществлять установку режимов печати, совмещать текст, графику и таблицы в одном документе;
вести компьютерные архивы;
применить текстовый процессор в современном делопроизводстве, журналистике;
макетировать готовящийся к изданию текст.


Курс информатики для 11-го математического и гуманитарного классов (для гуманитарного класса часы указаны в скобках) (68 часов, 2 часа в неделю) Программное обеспечение - СУБД FoxPro, PowerPoint

1 Назначение компиляторов, трансляторов, интерпретаторов. Уровни языков программирования. 2 (2)
2 Повторение основных структур языка программирования Pascal. Решение задач повышенной сложности. 16 (0)
3 СУБД FoxPro: создание БД, наполнение БД, редактирование, поиск, упорядочение информации, печать найденной информации, применение макроязыка. 18 (18)
4 Телекоммуникации: назначение, преимущества и общие принципы организации компьютерных сетей; локальные и глобальные сети; аппаратное и программное обеспечение работы в локальных сетях; работа в локальной сети (включение, регистрация, передача файлов); условия необходимые и достаточные для осуществления телекоммуникационного сеанса связи (линии связи, помехи, протокол исправления ошибок); принцип работы модема; всемирная компьютерная сеть "Интернет"; отправка и получение почты по e-mail, работа в телеконференции. 18 (24)
5 Технологии мультимедиа: аппаратная основа мультимедиа (звуковые платы, их возможности и типы; видеоплаты; CD-ROM дисководы и их подключение к компьютеру; CD-ROM диски, принцип действия, информационная емкость); ввод изображений со сканера; основы обработки оцифрованных изображений. Инструментальные программные средства создания мультимедийных программ. 14 (24)

Ученик должен знать:
назначение компиляторов, трансляторов, интерпретаторов, характеристику уровней языков программирования;
назначение, основные возможности СУБД FoxPro;
назначение, преимущества и общие принципы организации компьютерных сетей, отличие локальных и глобальных сетей, аппаратное и программное обеспечение работы в локальных сетях;
условия необходимые и достаточные для осуществления телекоммуникационного сеанса связи;
принцип работы модема;
о телекоммуникационных компьютерных сетях в России, о всемирной компьютерной сети "Интернет" (назначение, области использования);
сущность технологии мультимедиа, аппаратную основу мультимедиа.

Ученик должен уметь:
создавать БД, наполнять БД, производить редактирование, поиск, упорядочение информации, выводить на печать найденную информацию, применять макроязык;
продемонстрировать работу в локальной сети;
произвести действия для осуществления телекоммуникационного сеанса связи;
отправить и получить почту по e-mail, продемонстрировать работу в телеконференции;
ввести изображение со сканера, обработать оцифрованное изображение;
работать с инструментальными программными средствами создания мультимедийных программ.

     
Хостинг от uCoz