персоналии
программы
уроки
внеклассная
работа
спецкурсы
олимпиады
|
Данная
программа курса информатики составлялась с учетом того, что преподавание
предмета в 5-6 классах направлено на получение наиболее общих навыков, знаний,
понятий и представлений для формирования стиля мышления, адекватного требованиям
современного общества.
В 7-9 классах базовый
курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки
школьников по информатике.
Здесь предусмотрено
получение прикладных навыков и умений, необходимых для применения методов
информатики в различных областях человеческой деятельности, так называемый
"пользовательский" аспект.
Представлен также и алгоритмический (программистский) аспект, связанный
с развитием мышления школьников: изучаются школьный алгоритмический язык
и язык программирования Pascal.
Мировоззренческий
аспект курса, реализуемый через такие содержательные линии как информационные
процессы и моделирование, связан с осознанием учащимися роли информации
и информационных процессов в управлении и в жизни общества, с получением
учащимися представления о моделировании как о методе познания, с применением
таких подходов, которые наиболее типичны и распространены в областях,
связанных с информационными технологиями.
В 10-11 классах курсом предусмотрено дифференцированное обучение для математического
и гуманитарного классов.
В математическом
классе предусмотрено углубленное изучение языка Pascal, решение более
сложных задач и написание более сложных программ, отрабатываются этапы
решения задач с помощью информационных технологий (постановка задачи,
построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов),
а также знакомство с новыми информационными технологиями.
В гуманитарном классе
основной акцент сделан на расширенное знакомство с уже изученными а также
новыми сложными информационными технологиям. Предусмотрено углубленное
изучение текстового процессора Word, электронных таблиц Excel, СУБД FoxPro,
мультимедиа технологий PowerPoint, работа с телекоммуникациями.
Курс информатики для 5-го класса (34 часа, 1 час в неделю) Программно-методический
комплекс "Роботландия"
1 Правила техники безопасности при работе с ЭВМ,
правила поведения в компьютерном классе. Первое знакомство с компьютером.
ЭВМ - универсальная машина для работы с информацией. Назначение и взаимосвязь
частей ЭВМ. Начальные навыки работы на клавиатуре. Простое и сложное меню.
Мышь, правила работы с нею. 3
2 Информация в нашей жизни. Многообразие форм
информации и способов ее обработки. Распознавание, хранение, передача,
обработка и поиск информации. Кодирование информации. 2
3 Понятие алгоритма и формализация записи. Алгоритм
переноса колец Ханойской башни. Алгоритм переливания. Координаты. Алгоритм
перестановки шахматных коней. Алгоритм игры Морской бой. 4
4 Исполнитель, его система команд, среда обитания,
отказы. Работа с исполнителями Машинист, Автомат, Плюсик. Стек, действия
на стеке. Алгоритмы работы со стеком. 4
5 Черные ящики как исполнители. Компьютерные
модели черных ящиков, поиск алгоритмов их действия. 3
6 Стратегия поиска: поиск фальшивой монеты; игра
Баше; игра Максит. 3
7 Практическое использование компьютера для работы
с текстом. Текстовый редактор Микрон. 5
8 Практическое использование компьютера для работы
с графикой. Графический редактор Раскрашка. 5
9 Практическое использование компьютера для работы
со звуком. Музыкальный редактор Шарманщик. 3
10 Резерв. 2
Ученик должен знать:
правила техники безопасности
при работе на ЭВМ;
название и назначение основных устройств компьютера;
сущность понятия информация, роль информации в развитии общества, основные
способы работы с информацией;
сущность понятия алгоритм;
сущность понятия исполнитель, его среда обитания, система команд, отказы;
сущность понятия стек;
назначение и основные возможности учебных текстового, графического и музыкального
редакторов.
Ученик должен уметь:
пользоваться клавиатурой ЭВМ, переключать шрифты, регистры, работать с
мышью;
использовать простое и сложное меню;
приводить конкретные примеры алгоритмов;
работать с конкретными исполнителями;
выполнять действия на стеке;
работать в текстовом, графическом и музыкальном редакторах.
Курс информатики для 6-го класса (34 часа, 1 час в неделю) Программно-методический
комплекс "Роботландия", компьютерная среда "Кукарача".
1 СКИ, среда, отказы исполнителя Кукарача. Командный режим. 1
2 Линейная программа. Программный режим. 2
3 Вложенные вызовы (подпрограммы). Проектирование линейных структурированных
программ. 3
4 Повторяющиеся процессы (циклы). Проектирование циклических программ.
2
5 Проектирование программ, сочетающих циклы и подпрограммы. 3
6 Ветвления в программах. Способы описания ветвящихся процессов. Простые
и сложные развилки. 5
7 Второй тип повторения - пока. 2
8 Рекурсия. Представление о рекурсивных программах. 2
9 Общее представление о файловой системе и файле. Графическое изображение
файловой системы в виде дерева. 2
10 Основные сведения об операционной системе MS DOS. Команды DOS. 2
11 Изучение программой оболочки NORTON COMMANDER. 10
Ученик должен знать:
систему команд, среду обитания, отказы исполнителя Кукарача;
основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура);
сущность понятия файл, файловая система;
первоначальные сведения об операционной системе MS DOS, командах DOS;
назначение и основные возможности программой оболочки NORTON COMMANDER.
Ученик должен уметь:
использовать основные алгоритмические конструкции при построении алгоритмов
для исполнителя Кукарача;
выполнять основные команды ОС;
работать с программной оболочкой NORTON COMMANDER: создавать каталоги,
подкаталоги; копировать, переименовывать, удалять, искать файлы и каталоги.
Курс информатики для 7-го класса (34 часа, 1 час в неделю) Программное
обеспечение - графическая операционная оболочка WINDOWS, интегрированные
системы WORKS.
1 Интегрированная графическая оболочка WINDOWS, назначение, основные преимущества,
запуск. Оконный интерфейс. Основные элементы окна. Системное меню. Работа
с окнами (перемещение, изменение размеров, упорядочивание, открытие, закрытие
и сворачивание окон). 2
2 Управление программами. Диспетчер программ. Параллельный запуск нескольких
приложений, переключение между ними. Обмен данными между приложениями.
2
3 Создание и удаление пиктограмм и окон. 1
4 Диспетчер файлов. Выбор устройств. Форма представления каталогов. Копирование,
переименование и удаление файлов. 2
5 Системные установки WINDOWS. 1
6 Графический редактор Paintbrush. Построение графических примитивов.
Заливка цветом области. Работа с блоками (перемещение и копирование вырезанных
блоков). Текст в графике (шрифты и размер букв). Печать графических картинок.
4
7 Электронные таблицы WORKS: структура таблиц. Ввод чисел, формул и текстов
в ячейки таблицы. Основные операции над элементами электронной таблицы.
Стандартные функции. Построение диаграмм. Вывод данных на печать. Запись
и считывание созданных таблиц с диска. 10
8 Общие понятия о базах данных. Различные виды баз данных. Система управления
базами данных (СУБД). Реляционные базы данных. Заполнение баз данных и
редактирование записей. Режимы работы базы данных: режим формы, режим
таблицы. Сортировка и поиск информации по заданному шаблону. Вывод данных
на печать. Запись данных на диск и считывание с диска. 10
9 Резерв 2
Ученик должен знать:
назначение, преимущества и основные возможности графической операционной
оболочки WINDOWS;
назначение и основные возможности графического редактора Paintbrush;
назначение и основные возможности электронных таблиц WORKS;
назначение и основные возможности баз данных WORKS.
Ученик должен уметь:
работать в графической операционной оболочке WINDOWS: перемещать окна,
изменять размер окна, минимизировать и максимизировать размеры окна, закрывать
окна, упорядочивать окна, работать с окнами диалога, работать с линейкой
прокрутки, осуществлять параллельный запуск нескольких приложений, переключаться
между приложениями, обмениваться данными между приложениями, запускать
прикладные программы, работать со стандартными WINDOWS-приложениями, создавать
свою программную группу и заполнять ее программными элементами, работать
с диспетчером файлов;
работать в графическом редакторе Paintbrush: создавать рисунки, используя
панель инструментов, использовать копирование, совмещать графику с текстом,
сохранять рисунок в файле на диске, выводить рисунок на печать;
пользоваться электронными таблицами для решения простых задач и построения
диаграмм, выводить данные на печать, производить запись и считывание созданных
таблиц с диска;
находить информацию в базах данных, в том числе с помощью запросов, включать,
исключать, заменять элементы в базах данных, записывать на диск и считывать
данные с диска, выводить данные на печать.
Курс информатики для 8-го класса (68 часов, 2 часа в неделю) Программное
обеспечение - среда программирования "Кумир".
1 Знакомство со средой программирования "Кумир". 1
2 Исполнитель Робот. Ошибки в алгоритмах. Линейные алгоритмы. 2
3 Исполнитель Чертежник. Линейные алгоритмы. 3
4 Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательного уточнения. Алгоритмы
с аргументами. 3
5 Арифметические выражения и правила их записи. Величины. Команда присваивания.
4
6 Условия в алгоритмическом языке. Команды ветвления и контроля. 4
7 Общие правила вызова вспомогательного алгоритма. Алгоритмы-функции.
Фактические и формальные параметры. 6
8 Команда цикла "для". Составление циклических алгоритмов для
организации вычислительных процессов. 2
9 Файловый ввод-вывод в алгоритмическом языке. 2
10 Линейные таблицы. Алгоритмы поиска элементов с заданным качеством,
суммирование элементов таблицы по различным признакам. Поиск максимального
и минимального. 4
11 Сортировка одномерных таблиц. 2
12 Двумерные таблицы. Решение задач с использованием двумерных таблиц.
6
13 Символьные и литерные величины. Операции вырезки и соединения. Команда
присваивания вырезке. Решение задач с использованием литерных величин.
8
14 Системы счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Перевод
из одной системы счисления в другую и обратно. Арифметические действия
в различных системах счисления. Единицы измерения информации. 8
15 Магистрально-модульный принцип построения ЭВМ. Устройство ЭВМ. Роль
ЭВМ в современном обществе. 7
Ученик должен знать:
базовые структуры (ветвление цикл, процедура, вспомогательный алгоритм)
и правила их применения;
метод пошаговой детализации;
типы переменных, способы их определения, а также допустимые операции над
ними;
виды величин, используемых в описании алгоритмов;
принцип перевода из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно;
принцип двоичного кодирования и единицы измерения информационного объема;
общие принципы работы основных устройств ПК (процессор, память, устройства
ввода/вывода), знать принципы хранимой программы, двоичного представления
информации и автоматического исполнения программы;
адресное пространство процессора и разрядность процессора; схему формирования
абсолютного (физического) адреса; назначение и разрядность программно
доступных регистров центрального процессора;
назначение памяти ЭВМ и ее структуру; виды памяти, их назначение;
назначение, виды дисковой памяти и правила обращения с дискетами;
устройство дисковода; физическую и логическую структуру гибкого диска;
назначение и основные типы принтеров (матричные, струйные, лазерные),
их преимущества и недостатки.
Ученик должен
уметь:
исполнять готовые алгоритмы, находить в них ошибки, оценивать область
применимости;
составлять "протоколы" выполнения линейных, разветвляющихся,
циклических алгоритмов и алгоритмов, содержащих вспомогательные алгоритмы;
применять метод пошаговой детализации для простых задач;
использовать блок-схемы для описания различных алгоритмов;
иллюстрировать с помощью модели памяти ЭВМ изменение памяти при исполнении
команды присваивания;
работать с линейными и прямоугольными таблицами;
работать с литерными величинами;
организовывать файловый ввод/вывод в среде Кумир;
переводить из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную
и обратно;
осуществлять арифметические операции в различных системах счисления;
определять количество информации в конкретных сообщениях, определять объем
памяти ЭВМ, необходимой для размещения данных.
Курс информатики для 9-го класса (68 часов, 2 часа в неделю) Программное
обеспечение - среда программирования TURBO PASCAL 7.0
1 Этапы решения задач на ЭВМ. Принцип составления программ: модульность,
структурность. Метод пошаговой детализации. Тестирование и отладка программ.
Основные принципы подбора тестов. 2
2 Инструментальная Среда Turbo Pascal 7.0. Разработка, компиляция, отладка
и выполнение программ. Получение справочной информации. 2
3 Алфавит языка. Типы данных. Общая структура программы. 2
4 Операции, выражения. 2
5 Оператор присваивания. Процедуры ввода-вывода. 2
6 Конструкция ветвления. Сложное ветвление. Составной оператор. Операторные
скобки. 3
7 Конструкция цикла. Циклы с пред- и постусловием. 6
8 Цикл for. Параметр цикла. 2
9 Файловый ввод-вывод данных. 4
10 Одномерные массивы. Решение задач на заполнение и обработку массивов.
Сортировка массивов. 6
11 Двумерные массивы: заполнение, вывод на экран, обработка. 6
12 Литерные и символьные переменные. Основные процедуры работы со строками.
8
13 Процедуры и функции. Стандартные библиотечные модули. Встроенные процедуры
и функции. Процедуры и функции, определенные пользователем. Фактические
и формальные параметры. 8
14 Графические возможности языка, константы, переменные, процедуры и функции
модуля Graph. 10
15 Множества, перечисляемые типы, записи. 5
Ученик должен знать:
структуру основной технологической цепочки решения задач на ЭВМ, содержание
и назначение ее звеньев;
основные операторы, процедуры и функции языка TURBO PASCAL;
запись чисел, переменных, выражений на языке TURBO PASCAL;
графические возможности языка TURBO PASCAL;
организацию ветвления, циклов, подпрограмм в TURBO PASCAL;
организацию файлового ввода/вывода данных;
перечисляемые типы, записи.
Ученик должен уметь:
составлять, отлаживать, тестировать программы на языке TURBO PASCAL;
работать с одномерными и двумерными массивами;
работать с графикой;
работать с текстами;
осуществлять файловый ввод/вывод данных.
Курс информатики для 10-го математического класса (68 часов, 2 часа
в неделю) Программное обеспечение - среда программирования TURBO PASCAL
7.0, WinWord 6.0, Excel 5.0
1 Основные классы программных систем (операционные системы, системы программирования,
прикладные программные системы). Назначение и состав операционной системы:
базовые модули, загрузчик ОС, драйверы устройств, командный процессор.
Загрузка ОС. Команды ОС. 4
2 Работа с диском: форматирование, задание метки, создание системной дискеты.
Утилиты различного назначения (архиваторы, антивирусные программы, программы
защиты от несанкционированного доступа и т.д.) 4
3 Построение математической модели, разработка и кодирование алгоритма,
отладка программы. 4
4 Графики функций и численные методы в математике: построение графиков
функций и их исследование. 4
5 Решение уравнений способом половинного деления и методом касательных.
4
6 Вероятностные математические модели (метод Монте-Карло). 2
7 Физические процессы и их моделирование. 4
8 Логика. Логические основы ПК. Понятие о логике как науке. Высказывания
истинные и ложные, простые и сложные. Связки. Законы логики. Упрощение
логических выражений. Построение таблиц истинности. Построение функциональных
схем. Конструирование основных логических блоков компьютера: регистры,
сумматоры. 10
9 Структурная организация и функционирование компьютера. Организация памяти
и процессора. Понятие об арифметико-логическом устройстве и устройстве
управления. Организация автоматического исполнения программы. 4
10 История развития ЭВМ. Поколения ЭВМ. 2
11 Изучение текстового процессора WinWord 6.0 12
12 Изучение электронных таблиц Excel. 12
Ученик должен знать:
основные классы программных систем, назначение и состав ОС, основные команды
ОС;
назначение и основные возможности архиваторов, антивирусных программ,
программ защиты от несанкционированного доступа и т.д.
сущность метода информационного моделирования;
логические основы ПК;
конструирование основных логических блоков компьютера: регистры, сумматоры;
организацию взаимодействия памяти и процессора;
историю развития ЭВМ, поколения ЭВМ;
основные возможности электронных таблиц Excel;
основные возможности текстового процессора WinWord 6.0.
Ученик должен уметь:
работать с MS DOS;
архивировать, разархивировать файлы;
работать с антивирусными программами;
защитить программу от несанкционированного доступа;
копировать, форматировать и создавать системные дискеты;
строить простейшие информационные модели;
решать задачи прикладного характера из курсов математики и физики;
упрощать логические выражения, строить таблицы истинности, строить функциональные
схемы;
владеть основными возможностями, предоставляемыми электронными таблицами
Excel, выполнять сложные расчеты с использованием функций и условных выражений,
строить графики функций, заданных в таблице;
владеть основными возможностями, предоставляемыми текстовым процессором
WinWord 6.0, работать с блоками, осуществлять поиск в тексте, производить
запись/чтение текстов с магнитного носителя, работать с окнами, форматировать
абзацы и страницы, осуществлять установку режимов печати, совмещать текст,
графику и таблицы в одном документе.
Курс информатики для 10-го гуманитарного класса (68 часов, 2 часа в
неделю) Программное обеспечение - Word 2000, Excel 2000
1 Основные классы программных систем (операционные системы, системы программирования,
прикладные программные системы). Назначение и состав операционной системы:
базовые модули, загрузчик ОС, драйверы устройств, командный процессор.
Загрузка ОС. Команды ОС. 4
2 Работа с диском: форматирование, задание метки, создание системной дискеты.
Утилиты различного назначения (архиваторы, антивирусные программы, программы
защиты от несанкционированного доступа и т.д.) 4
3 Логика. Логические основы ПК. Понятие о логике как науке. Высказывания
истинные и ложные, простые и сложные. Связки. Законы логики. Логические
функции. Построение таблиц истинности. Построение функциональных схем.
8
4 Структурная организация и функционирование компьютера. Организация памяти
и процессора. Понятие об арифметико-логическом устройстве и устройстве
управления. Организация автоматического исполнения программы. 4
5 История развития ЭВМ. Поколения ЭВМ. 2
6 Изучение электронных таблиц Excel. 12
7 Углубленное изучение текстового процессора Word 2000 (16часов)
8 Применение текстовых процессоров в современном делопроизводстве, журналистике,
управлении. Составление деловых писем, контрактов, договоров, соглашений,
протоколов, приглашений, рекламных объявлений и т.п. Хранение, модификация,
объединение, унификация, отображение текстовых документов. Ведение компьютерных
архивов. 10
9 Макетирование готовящегося к изданию текста. Связь полиграфической и
компьютерной технологии. 8
Ученик должен знать:
основные классы программных систем, назначение и состав ОС, основные команды
ОС;
назначение и основные возможности архиваторов, антивирусных программ,
программ защиты от несанкционированного доступа и т.д.
логические основы ПК;
организацию взаимодействия памяти и процессора;
историю развития ЭВМ, поколения ЭВМ;
основные возможности электронных таблиц Excel;
основные возможности текстового процессора Word 2000;
связь полиграфической и компьютерной технологии.
Ученик должен уметь:
работать с MS DOS;
архивировать, разархивировать файлы;
работать с антивирусными программами;
защитить программу от несанкционированного доступа;
копировать, форматировать и создавать системные дискеты;
строить простейшие информационные модели;
упрощать логические выражения, строить таблицы истинности, строить функциональные
схемы;
владеть основными возможностями, предоставляемыми электронными таблицами
Excel, выполнять сложные расчеты с использованием функций и условных выражений,
строить графики функций, заданных в таблице;
владеть основными возможностями, предоставляемыми текстовым процессором
WinWord 6.0, работать с блоками, осуществлять поиск в тексте, производить
запись/чтение текстов с магнитного носителя, работать с окнами, форматировать
абзацы и страницы, осуществлять установку режимов печати, совмещать текст,
графику и таблицы в одном документе;
вести компьютерные архивы;
применить текстовый процессор в современном делопроизводстве, журналистике;
макетировать готовящийся к изданию текст.
Курс информатики для 11-го математического и гуманитарного классов
(для гуманитарного класса часы указаны в скобках) (68 часов, 2 часа в
неделю) Программное обеспечение - СУБД FoxPro, PowerPoint
1 Назначение компиляторов, трансляторов, интерпретаторов. Уровни языков
программирования. 2 (2)
2 Повторение основных структур языка программирования Pascal. Решение
задач повышенной сложности. 16 (0)
3 СУБД FoxPro: создание БД, наполнение БД, редактирование, поиск, упорядочение
информации, печать найденной информации, применение макроязыка. 18 (18)
4 Телекоммуникации: назначение, преимущества и общие принципы организации
компьютерных сетей; локальные и глобальные сети; аппаратное и программное
обеспечение работы в локальных сетях; работа в локальной сети (включение,
регистрация, передача файлов); условия необходимые и достаточные для осуществления
телекоммуникационного сеанса связи (линии связи, помехи, протокол исправления
ошибок); принцип работы модема; всемирная компьютерная сеть "Интернет";
отправка и получение почты по e-mail, работа в телеконференции. 18 (24)
5 Технологии мультимедиа: аппаратная основа мультимедиа (звуковые платы,
их возможности и типы; видеоплаты; CD-ROM дисководы и их подключение к
компьютеру; CD-ROM диски, принцип действия, информационная емкость); ввод
изображений со сканера; основы обработки оцифрованных изображений. Инструментальные
программные средства создания мультимедийных программ. 14 (24)
Ученик должен знать:
назначение компиляторов, трансляторов, интерпретаторов, характеристику
уровней языков программирования;
назначение, основные возможности СУБД FoxPro;
назначение, преимущества и общие принципы организации компьютерных сетей,
отличие локальных и глобальных сетей, аппаратное и программное обеспечение
работы в локальных сетях;
условия необходимые и достаточные для осуществления телекоммуникационного
сеанса связи;
принцип работы модема;
о телекоммуникационных компьютерных сетях в России, о всемирной компьютерной
сети "Интернет" (назначение, области использования);
сущность технологии мультимедиа, аппаратную основу мультимедиа.
Ученик должен
уметь:
создавать БД, наполнять БД, производить редактирование, поиск, упорядочение
информации, выводить на печать найденную информацию, применять макроязык;
продемонстрировать работу в локальной сети;
произвести действия для осуществления телекоммуникационного сеанса связи;
отправить и получить почту по e-mail, продемонстрировать работу в телеконференции;
ввести изображение со сканера, обработать оцифрованное изображение;
работать с инструментальными программными средствами создания мультимедийных
программ.
|